Геморрой. Чем поможет врач проктолог

Геморрой - одно из самых распространенных заболеваний человека и в переводе с греческого означает кровотечение, что отражает лишь наиболее яркий признак болезни. В норме у всех людей под слизистой оболочкой анального канала имеются геморроидальные венозные сплетения, по своей структуре сходные с кавернозной тканью половых органов. Считается, что они играют значительную роль в удержании кишечного содержимого, обеспечивая полное смыкание анального канала при заполнении их кровью. Раньше или позже, увеличение геморроидальных узлов появляется у большинства людей. Среди основных механизмов образования геморроя выделяют: варикозное расширение вен прямой кишки, сосудистая гиперплазия и "сдвигание" слизистой оболочки прямой кишки со своего основания.

К группам людей, имеющих повышенный риск развития этой болезни, относятся лица, занимающиеся тяжелым физическим трудом, страдающие хроническими запорами , беременные женщины, люди сидячих профессий и др.

К геморрою относят все клинические проявления патологических изменений геморроидальных узлов (кровотечение, выпадение внутренних, тромбоз наружных узлов и т. д.) , выявление увеличенных геморроидальных узлов при осмотре и отсутствии жалоб заболеванием не считается.  Тем не менее, наличие геморроидальных узлов является дискомфортным даже в косметическом плане для сексуально-активных пациенток, которые идут на оперативное вмешательство из-за эстетических соображений.

Особую остроту проблема геморроя обретает у беременных женщин, которые при наличии хронического геморроя практически всегда получают обострения процесса и его прогрессирование.

Распространенность заболевания составляет 118-120 на 1000 человек взрослого населения. Удельный вес в структуре колопроктологических заболеваний колеблется от 34 до 41%. Хирургический способ лечения - геморроидэктомия - выполняется у 20% больных Америки и Европы, 75% больных в России.

Хронический геморрой.

Основными проявлениями являются эпизодические кровотечения, чаще при опорожнении кишечника. Цвет крови как правило алый, в виде "брызг" при натуживании или нескольких капель, в конце дефекации. Возможно выделение темной крови и сгустков, если кровь осталась в прямой кишке после предыдущей дефекации. Кровотечения являются обычно первыми признаками этого заболевания, через 5-8 лет появляется выпадение геморроидальных узлов. Сначала при дефекации, затем при кашле и чихании, натуживании, без всякого напряжения. В первое время больному удается легко их вправлять, только волевым сокращением. Со временем тонус мышц снижается и узлы приходится вправлять рукой.

1 стадия

Выделение алой крови из заднего прохода без выпадения геморроидальных узлов

2 стадия

Выпадение геморроидальных узлов с самостоятельным вправлением их в анальный канал (с кровотечением или без кровотечения)

3 стадия

Периодическое выпадение геморроидальных узлов и необходимость их ручного вправления в анальный канал (с кровотечением или без кровотечения).

4 стадия

Постоянное выпадение геморроидальных узлов вместе со слизистой оболочкой прямой кишки, невозможность их вправления в анальный канал при помощи ручного пособия (с кровотечением или без кровотечения)

В настоящее время существует два принципиальных метода хирургического лечения геморроя: разновидности операции Миллигана-Моргана (ОММ) и трансанальная резекция слизистой по методу Лонго (ТРСЛ).

В случае применения ОММ происходит иссечение геморроидальных узлов в зоне анального канала, где расположено множество нервных окончаний и анальный сфинктер.

Локализация вмешательства предполагает выраженную болезненность как сразу после операции, так и последующие 2 недели. Болезненность усиливается при дефекации в следствии травматизации раны. Анальный жом после операции находится в состоянии спазма, что также способствует травматизации раны каловыми массами и болезненности.

Локализация раны предполагает ее длительное заживление до 3 недель. Пациент вынужден ежедневно проводить туалет раны, обработку ранозаживляющими мазями, носить прокладку, принимать обезболивающие препараты, ограничивать физическую активность.

В случае неправильного рубцевания возможно развитие стриктуры (сужения) анального канала, что требует дополнительных медицинских процедур.

В случае операции Лонго вмешательство происходит значительно выше анального канала. Слизистая прямой кишки в результате циркулярной резекции подтягивается кверху вместе с геморроидальными сплетениями в нормальное положение. Кровоснабжение узлов частично нарушается и они самостоятельно запустевают.

Послеоперационная рана состоит из здоровых тканей, локализована в прямой кишке, а не в спазмированном анальном канале. В результате болевой синдром не выражен и заживление идет очень быстро.

Зона вмешательства после ТРСЛ

Острый геморрой.

Острый геморрой или тромбоз геморроидальных узлов – это крайне тягостное и неприятное для пациента осложнение, возникающее внезапно, зачастую на фоне полного здоровья и приводящее к длительной нетрудоспособности, которое проявляется увеличением и уплотнением геморроидальных узлов и сильными ночными болями в области заднего прохода, часто очень интенсивными. Именно в этой стадии заболевания больные обычно обращаются к проктологу.
Выделяют три степени тяжести острого геморроя.

I степень

характеризуется тромбозом геморроидальных узлов без воспаления слизистой и перианальной кожи

II степень

характеризуется тромбозом геморроидальных узлов с воспалением слизистой оболочки

III степень

тромбоз геморроидальных узлов с воспалением слизистой оболочки и некрозом перианальной кожи

При своевременном обращении к специалисту и адекватном лечении острый период длится 4-6 дней. В запущенных случаях может развиться парапроктит (тяжелое гнойное осложнение).

Одно из преимуществ лечения острого геморроя по методу Лонго является то, что при остром геморрое мы проводим одномоментно радикальное оперативное вмешательство и лечение геморроидальных выпавших узлов, что обеспечивает пациенту долгосрочное избавление от этого осложнения навсегда.

Немаловажным является лечение геморроя в комплексе планирования беременности, для профилактики его осложнений. Хирургический метод дает при этом наиболее надежный результат.

Необходимо отметить также, что на современном этапе развития хирургии операция при геморрое в варианте геморроидэктомии по Лонго стала практически амбулаторным вмешательством, не требующим перевязок, снятия швов, использования сильнодействующих обезболивающих препаратов, по сути это «эндоскопический», закрытый вариант операции, выполняемый за одни сутки пребывания в стационаре.

Врач проктолог, доктор медицинских наук, доцент кафедры  хирургических болезней ТГМУ Кравцов Юрий Александрович